Закрыть

Документация по обслуживанию, диагностике и ремонту автомобилей VW 90-х годов выпуска.
Фотоотчеты и советы по диагностике и ремонту двигателя, элементов системы Bocsh Mono-Motronic и т.д.

4. Зажигание


Получив информацио от датчиков давления воздуха в коллекторе, угла поворота коленчатого вала, температуры двигателя и положения дроссельной заслонки, БЭУ обращается с этими данными к хранящейся в памяти трехмерной цифровой карте, в которой записаны оптимальные для каждого режима работы значения углов опережения зажигания.


В автомобилях VAG используется система зажигания с распределителем, тогда как на Fiat, Lancia, Citroen, Pegeout установлена система зажигания без распределителя.


Работа системы зажигания с распределителем


При включении зажигания напряжение АКБ подается на БЭУ и катушку зажигания с усилителем. После этого цепь зажигания находится в ждущем состоянии до момента пуска двигателя.


При пуске и работе двигателя БЭУ получает сигнал от задающего генератора и начинает посылать сигналы, управляющие системой зажигания. Сравнительно слабые сигналы БЭУ поступают на усилитель, который управляет включением и выключением первичной обмотки катушки зажигания.


Усилитель включает ток в первичной обмотке катушки зажигания, подключая её вывод 1 на некоторое время к массе. Время, в течение которого в первичной обмотке течет ток, называют периодом включенного состояния или углом включенного состояния (имеется ввиду соответствующий угол поворота коленчатого вала). В течение этого времени в катушке формируется магнитное поле. Угол включенного состояния в системе Mono-Motronic определяется исходя из принципа "постоянной мощности". Это означает, что ток в первичной обмотке включается на один и тот же период 3.0 ... 3.5 мс независимо от скорости вращения двигателя.


При отключении первичной обмотки магнитный поток катушки зажигания быстро исчезает и при этом индуцируется высокое напряжение во вторичной обмотке. Высокое напряжение подается на центральное гнездо крышки распределителя зажигания, откуда через бегунок по высоковольтным проводам направляется к нужной свече зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров.


Распределитель


Распределитель зажигания Bosch содержит элементы высоковольтного оборудования и предназначен для распределения высокого напряжения на свечи зажигания в соответствии с порядком работы цилиндров. Распределитель расположен на головке цилиндров со стороны цилиндра №4 и приводится во вращение от распределительного вала. В корпусе распределителя расположен также генератор Холла.



Катушка зажигания


Катушка зажигания ( в едином блоке с усилителем) содержит первичную и вторичную обмотки и предназначена для преобразования низкого напряжения бортовой сети в высокое напряжение, необходимое для работы свечей. Первичная обмотка катушки имеет малое сопротивление для увеличения протекающего по ней тока и запасаемой энергии. Усилитель ограничивает ток обмотки примерно до 8А. Этого достаточно для поддержания необходимой энергии и длительности искры.


Опережение зажигания


Начальная установка опережения зажигания составляет составляет несколько градусов до ВМТ. При изменении режима работы двигателя БЭУ вычисляет значение опереженияЮ необходимое для оптимальной работы двигателя.


В автомобилях VAG начальная установка опережения также находится под управлением БЭУ. В этом случае распределитель можно трогать только при наличии считывателя кодов. Метки для установки и проверки зажигания могут быть расположены, в зависимости от модели, либо на шкиве коленчатого вала, либо на маховике. Начальная установка зажигания считается правильнойЮ если установочные метки совпадают на холостом ходу.


По мере увеличения скорости двигателя сгорание смеси должно начинаться раньше, поэтому БЭУ уеличивает опережение в соответствии со скоростью. При корректировке опережения принимается также во внимание нагрузка двигателя, определяемая по положению дроссельной заслонки.


Работа системы зажигания без распределителя


Принцип работы такой системы ничем не отличается от обычной. Её отличие состоит в том, что в ней используется катушка зажигания, у которой оба конца высоковольтной обмотки подключены к свечам. Таким образом, катушка одновременно дает искру на двух свечах. Такая система может быть использована только в двигателях, в которых два поршня одновременно оказываются в ВМТ. При этом один из них завершает такт сжатия и искра в нем служит воспламенителем смеси. Во втором цилиндре завершается такт выпуска выхлопных газов и ему эта искра не нужна. Поэтому систему зажигания без распределителя иногда называют "системой с лишней искрой". 4-х цилиндровый двигатель обслуживают две таких катушки.


"Лишняя искра" требует лишних 3 кВ напряжения, но это всё же меньше, чем падение напряжения в зазоре бегунка обычного распределителя. Обе катушки зажигания получают напряжение питания раздельно через выключатель зажигания. Так же раздельно они подключены и к БЭУ, который управляет каждой из катушек индивидуально.


Опережение зажигания


В системе без распределителя регулировка начальной установки опережения невозможна.


Датчик детонации (некоторые модели с 45-тырьковым разъемом БЭУ)


Оптимальное опережение зажигания (при оборотах двигателя выше холостых) поддерживает работу двигателя в режиме, близком к началу детонации. Однако эта близость приводит к тому, что в некоторых случаях детонация всё же может начаться в одном или нескольких цилиндрах.


Поскольку детонация может возникнуть в одном или нескольких цилиндрах, БЭУ спосоен определить конкретный детонирующий цилиндр по сигналу датчика угла поворота коленчатого вала. Датчик детонации начинает нормально работать после того, как двигатель прогреется до 40*С.


Датчик детонации установлен на блоке цилиндров и содержит пьезодатчик, чувствительный к колебаниям шумового спектра. Эти колебания преобразуются датчиком в электрический сигнал, пропорциональный интенсивности детонации, который подается для анализа на вход БЭУ. Детонационный шум обычно лежит в частотном диапазоне около 15 кГц.


Первоначально опережение устанавливается БЭУ по карте в зависимости от нагрузки и скорости. При возникновении детонации в конкретном цилиндре БЭУ уменьшает опережение в этом цилиндре с шагом 3*, пока не прекратится детонация или максиум на 12*. Если детонация прекратилась, БЭУ начинает увеличивать опережение, пока не будет достигнуто расчетное значение угла опережения для данных условий работы, либо пока детонация не вознинет вновь. Этот процесс подстройки опережения происходит постоянно, поэтому двигатель работает в режиме, близком к оптимальному.


Если в цепи датчика детонации случится неисправность, БЭУ переходит в усеченный режим управления, уменьшив опережение на 12*.


 

www.golf3faq.ru

© golf3FAQ, 2014-2015