Закрыть

Документация по обслуживанию, диагностике и ремонту автомобилей VW 90-х годов выпуска.
Фотоотчеты и советы по диагностике и ремонту двигателя, элементов системы Bocsh Mono-Motronic и т.д.

Проверка вторичной (высоковольтной) цепи системы зажигания - для двигателей с распределителем зажигания


Регулировка вторичной цепи


Для проверки и регулировки вторичной цепи лучше всего подходит осцилограф. Однако при его отсутствии можно обойтись недорогим оборудованием и тщательным осмотром.


Краткие сведения о "регулировке" вторичной цепи


Система зажигания должна обеспечивать напряжение, достаточное для преодоления зазоров в роторе и свече зажигания, а также иметь некоторый запас мощности. Если резерв мощности катушки зажигания недостаточен, это может привести к перебоям зажигания.


Для современных жвигателей настройка системы зажигания заключается в обеспечении достаточного запаса энергии для надежной работы двигателя. С течением времени (причем, необязательно в зависимости от пробега автомобиля) компоненты системы зажигания загрязняются, и запас энергии снижается. Двигатель хуже запускатеся, не развивает полной мощности и начинает работать с перебоями. Наибольшее число неисправностей двигателя связано со снижением запаса мощности системы зажигания, а неправильная регулировка цепи высокого напряжения может стать причиной выхода из строя БЭУ.


Предварительные условия проверки


1. Убедитесь в исправности аккумулятора, стартера и генератора. Неисправности этих компонентов могут породить проблемы в других системах двигателя. Например, выход из строя диода выпрямителя генератора приводит к снижению напряжения питания БЭУ, что, в свою очередь, приводит к неправильной работе системы питания и зажигания.

2. Убедитесь в исправности двигателя, а также заправьте его свежим маслом соответствующего сорта.

3. Большинство проблем, связанных с запуском двигателя, вызываются загрязнением или неисправностями во вторичной цепи системы зажигания. Тщательная проверка всех компонентов вторичной цепи и замена неисправных элементов способствуют увеличению срока службы двигателя.

4. Насколько возможно, устанавливайте компоненты вторичной цепи, рекомендуемые фирмой-изготовителем автомобиля. При установке нефирменных запасных частей вероятность отказов резко возрастает.


Крышка катушки зажигания


5. Тщательно осмотрите катушку зажигания, в частности, её крышку. Убедитесь в отсутствии следов утечек высокого напряжения, которые можно обнаружить по тонким трекам черного цвета.

6. Очистите и отполируйте крышку катушки зажигания. Эта мера поможет уменьшить утечку тока во влажную погоду. Имейте в виду, что любая утечка уменьшает запас энергии системы зажигания.


Сопротивление вторичной обмотки катушки зажигания


7. Отсоедините низковольтные провода катушки зажигания и подключите омметр между высоковольтным выводом (обычно, клемма № 4) и одной из низковольтных клемм. Сравните полученный результат с техническими данными для вашего автомобиля. Для большинства систем это значение находится в диапазоне 5000...15000 Ом. Если подключить щуп омметра к другой низковольтной клемме, его показания не должны измениться.


Провода высокого напряжения


8. Аккуратно отсоедините провода высокого напряжения от свечей. Если эту процедуру проводить небрежно, легко провредить наконечники проводов высокого напряжения, что приведет к увеличению их сопротивления.

9. Осмотрите ВВ-провода и убедитесь в отсутствии повреждений изоляции или обрывов наконечников проводов.

10. Измерьте сопротивление проводов при помощи омметра.

11. Аналогичным образом осмотрите колпачки подавителей помех, если таковые установлены.

12. Снимите все компоненты вторичной цепи, не предусмотренные фирмой-изготовителем.

13. Не устанавливайте провода высокого напряжения без подавителей помех на двигателе, имеющем электронные компоненты. В противном случае возможно нарушение работы БЭУ.

14. В некоторых дигателях устанавливаются провода без подавителей помех при экранированной крышке распределителя (например, на автомобилях BMW). Это допустимо в том случае, если установлено в качестве первоначального оборудования.

15. Замените старые или неисправные провода высокого напряжения.

16. Убедитесь, что провода высокого напряжения правильно подключены к соответствующим свечам.

17. Убедитесь в надежном креплении провода между крышкой катушки зажигания и крышкой распределителя.


Крышка распределителя


18. Для осмотра снимите крышку распределителя.

19. Внимательно осмотрите крышку. Убедитесь в отсутствии трещин, царапин и следов утечки тока как на внешней, так и на внутренней поверхностях крышки.

20. Убедитесь в отсутствии масла или воды на внутренней поверхности крышки. Следы масла указывают на неисправность уплотнения распределителя. Масло уменьшает мощность искры, способствуя утечке тока. Вода может находиться в старом моторном масле, в случае утечки ОЖ через прокладку головки цилиндров и попадать в распределитель через дефектное уплотнение распределителя.

21. Осмотрите контакты высоковольтных проводов и убедитесь в отсутствии коррозии.

22. Смойте грязь с крышки распределителя и отполируйте её поверхность. Полировка крышки способствует уменьшению утечек тока при влажной погоде.

23. Если у вас имеется малейшее сомнение в пригодности крышки распределителя - замените ее вместе с ротором (см. рис. 4.8).


Рис. 4.8. Тщательно осмотрите крышку распределителя и, при необходимости, замените её вместе с ротором

Ротор распределителя


24. Убедитесь в отсутствии внешних повреждений ротора.

25. Если в роторе имеется резистор, проверьте его сопротивление при помощи омметра и сравните его с техническими данными. Если сопротивление резистора не указано, обычно оно находится в диапазоне 1000...5000 Ом. Чрезмерное сопротивление ротора снижает мощность вторичной цепи, что приводит к ослаблению искры.

26. НЕ зачищайте наконечник ротора, поскольку это приводит к увеличению зазора и, как следствие, к ослаблению искры.


Свечи зажигания


27. Регулярно заменяйте свечи зажигания в соответствии с рекомендациями фирмы-изготовителя.

28. Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях (т.е. используется для частых поездок на короткие расстояния), свечи зажигания должны заменяться чаще.

29. Отверните свечи и внимательно осмотрите их. ПО состоянию свечи зажигания можно многое узнать об общем состоянии дигателя, о составе рабочей смеси, а также о многих неисправностях (см. рис. 4.9).



Рис. 4.9. Внешний вид свечей зажигания в зависимости от условий работы

30. Замените свечи зажигания, если у них сломаны электроды, расколот изолятор (внутренний или внешний), слишком толстый слой нагара или оплавлены электроды.

31. Перед установкой новых свечей зажигания не забудьте отрегулировать зазор между электродами.


Снятие свечей зажигания


32. Перед отворачиванием свечи убедитесь, что она была установлена без перекоса. Небрежная установка свечи зажигания может привести к разрушению резьбы в головке цилиндров.

33. При снятии и установке свечи в отверстие головки цилиндров прояляйте особую осторожность.

34. Лучше снимать свечу с холодного двигателя, особенно, если головка цилиндров сделана из алюминиевого сплава. Некоторые фирмы-изготовители рекомендуют вообще не заменять свечи, если двигатель горячий.

35. Отверните свечу на 2-3 оброта, затем продуйте резьбу сжатым воздухом. Это поможет предотвратить попадание грязи внутрь цилиндра двигателя после снятия свечи.

36. Если свеча чрезмерно затянута, смочите её резьбу жидкостью с высокой проникающей способностью (для отворачивания старых резьб) и осторожно отверните её.

37. Если ключ для отворачивания свечей сильно изношен или имеет неправильный размер, он может проворачиваться вокруг свечи, что затруднит её снятие.


Типы свечей зажигания


38. Свечи зажигания должны иметь правильные размеры и тепловой диапазон. Размеры свечей по длине могут варьироваться от 3/8" до 3/4", а по диаметру - от 10 до 18 мм. Кроме того, бывают свечи с коническим посадочным поясом или с шайбой.

39. Не устанавливайте свечи с неподходящими размерами, или имеющие другой тепловой диапазон.

40. При установке более длинной свечи (например, 3/4" вместо 1/2") имеется опасность повреждения поршня. Кроме того, образование нагара на части резьбы, находящейся в камере сгорания, может вызвать большие трудности при отворачивании свечи.

41. При установке более короткой свечи также происходит образование нагара на резьбе головки цилиндров, что вызывает сложности при установке свечи подходящего размера. Кроме того, более короткая свеча приводит к неполному сгоранию рабочей смеси.

42. Установка свечи неправильного теплового диапазона может привести к поломке двигателя. Свеча с более горячим тепловым диапазоном может привести к перегреву двигателя, преждевременному зажиганию и к поломке поршня. Свеча с более холодным диапазоном не так опасна, хотя при ее установке имеется тенденция к более быстрому образованию нагара, особенно при коротких поездках.

43. Если двигатель изношен и некоторое количество масла попадает внутрь цилиндра, имеет смысл в установке более горячей свечи. При этом масляные отложения будут выгорать и свеча будет меньше загрязняться.

Предупреждение: Установка свечи более горячего диапазона, чем регламентируется фирмой-изготовителем, не рекомендуется из-за опасности поломки двигателя, особенно при движении с большими скоростями или при полной загрузке двигателя. При установке более горячей свечи, во время резкого ускорения возникает преждевременное зажигание, которое может приести к немедленной поломке поршня.


Обслуживание свечей зажигания


44. Очистка свечей зажигания при помощи проволочной щетки не рекомендуется из-за опасности повреждения свечи и ее электродов.

45. Замасливание свечей зажигания свидетельствует об износе маслосъемных колец или колпачков клапанов. Для продления срока службы двигателя замените изношенные детали. Замасливание центрального изолятора может привести к отсутствию искры в свече.


Зазор между электродами свечи


46. При осмотре и замене свеч всегда проверяйте зазор между электродами. Слишком маленький или слишком большой зазор приводит к плохому запуску двигателя, снижению приемистости и уменьшению экономичности двигателя.


Установка свечей


47. Если резьба в головке цилиндров сильно загрязнена, прочистите её метчиком с большим количеством масла перед установкой свечи.

48. Будьте аккуратны и не допустите попадания грязи внутрь цилиндра.

49. Заверните рукой свечу зажигания до упора, затем заверните её ключом на 1/4 оборота, если свеча имеет плоскую прокладку, и на 1/16 оборота, если свеча имеет коническое седло. Не превышайте момент затяжки свечи, чтобы не повредить резьбу головки цилиндров!

50. Если вы пользуетесь динамометрическим ключом, момент затяжки свеч с коническим седлом составляет 10...20 Нм. В случае перетяжки свечи, у вас возникнут трудности при последующем отворачивании.

51. Конические свечи особенно легко перетянуть из-за эффекта заклинивания конуса. Последующее отворачивание перетянутой свечи может привести к ее поломке. В этом случае свечу следует извлечь при помощи специального приспособления. В некоторых случаях для отворачивания свечи понадобится снятие головки цилиндров.

52. С другой стороны, недостаточная затяжка конической свечи может привести к утечке продуктов сгорания вдоль резьбы. Это приводит к незначительному снижению компрессии в течение нескольких сотен километров пробега. Затем образование нагара предотвратит эту утечку, но создаст трудности при отворачивании свечи. Если вы заметили загрязнение внешнего изолятора свечи - немедленно замените свечи и затяните их правильным моментом.


Проверка напряжения вторичной цепи (на неработающем двигателе)


53. Проверьте наличие высокого напряжения в свечном проводе. Существует несколько способов, накоторые из них перечислены ниже. Во всех случаях вращайте двигатель стартером.


  • Держите наконечник высоковольтного провода в 6 мм от корпуса двигателя. Искра должна преодолевать этот зазор.
  • Закрепите на корпусе двигателя разрядник и подключите к нему ВВ-провод (см. рис. 4.10). Искра должна преодолевать зазор разрядника.
  • Альтернативный метод основан на применении оборудования, способного определять частоту вращения двигателя при подключении к ВВ-проводу (с поощью индуктивного преобразователя). Подключите оборудование к ВВ-проводу и вращайте двигатель стартером. Если оборудование регистрирует частоту вращения, значит система зажигания исправна. Аналогичным образом проверьте остальные ВВ-провода.


Рис. 4.10. Использование разрядника для проверки цепи системы зажигания

54. Искра отсутствует: проверьте включение первичной цепи системы зажигания. Если она не включается, проверьте первичную цепь. Для проведения проверок ознакомьтесь с их описанием в соответствующих главах.

55. Проверьте наличие искры на выводе на выводе катушки зажигания. Это можно сделать одним из трех способов, описанных выше. В исправной системе зажигаия искра должна быть мощной.

56. Если искра на выводе катушки зажигания отсутствует, проверьте первичную цепь. Если первичная цепь исправна, а вторичная - нет, замените катушку зажигания.

57. Перед заменой катушки зажигания измерьте сопротивление ВВ-провода и наличие контакта провода с выводом катушки зажигания. Если сопротивление превышает 30000 Ом, замените провод.

58. Проверьте сопротивление вторичной цепи катушки зажигания. Подключите омметр к высоковольтному выводу и одной из низковольтных клемм. Сравните результат с техническими данными.

59. Если искра на выводе катушки зажигания присутствует, а на свечах - нет, проверьте следующие компоненты:


  • Провода высокого напряжения. Перед снятием пометьте каждый провод для обеспечения правильной установки.
  • Убедитесь, что провода высокого напряжения имеют хороший контакт с ыводами катушки зажигания и крышкой распределителя. Наиболее вероятная причина отсутствия искры - плохой контакт высоковольтных проводов.
  • Снимайте провода (один за другим) и измеряйте сопротивление. Максимальное сопротивление ВВ-провода не должо превышать 30000 Ом.
  • Осмотрите каждый провод. Если изоляция провода нарушена, или она имеет плохой контакт с выводом крышки распределителя, - замените его.
  • Убедитесь в правильном подключении ВВ-проводов к выводу крышки распределителя и соответствующей свече.
  • Снимите крышку распределителя и убедитесь в отсутствии повреждений крышки или ротора.
  • Убедитесь в отсутствии влаги на компонентах вторичной цепи.
  • Проверьте состояние, зазор и тип свечей зажигания. Большинство проблем электронных систем зажигания возникает из-за износа или загрязнения свечей зажигания. При малейшем сомнении в исправности свечей замените их.

Проверки на работающем двигателе


60. Некоторые из вышеупомянутых неисправностей, препятствующих запуску двигателя, могут быть причиной неустойчивой работы двигателя. Поэтому:

  • Проверьте ВВ-провода.
  • Проверьте сопротивление вторичной цепи катушки зажигания.
  • Проверьте состояние свечей зажигания, их тип и зазор между электродами.

Изоляция вторичной цепи


61. При пробое изоляции ток начинает стекать на корпус двигателя.

62. Изоляцию элементов вторичной цепи можно проверить следующим образом:


  • Запустите двигатель на холостых оборотах. Для облегчения проверки, ее следует делать в темном гараже.
  • Подключите изолированный провод к корпусу двигателя.
  • Медленно ведите концом провода вдоль высоковольтных проводов, влокруг катушки зажигания и крышки распределителя.
  • Конец провода должен располагаться на расстоянии, не превышающем 6 мм от исследуемых компонентов.
  • Если вы увидите искру между концом провода и любым компонентом, это говорит о пробое изоляции. замените неисправный компонент (см. рис. 4.11)

Рис. 4.11. Проведите концом изолированного провода вдоль компонентов вторичной цепи.
Если изоляция нарушена, вы увидите искру между компонентом и концом провода.

Неисправность высоковольтной цепи


63. Наиболее частыми причинами отказов высоковольтной цепи системы зажигания являются:


  • Загрязнение свечей зажигания.
  • Разрушение электродов свечи или чрезмерно большой зазор между электродами.
  • Неправильное подключение катушки зажигания.
  • Чрезмерное сопротивление ВВ-проводов.
  • ВВ-провода низкого качества.
  • Коррозия на выводах катушки зажигания и крышки распределитея.
  • Плохой контакт в первичной цепи.
  • Слишком сильное подавление.
  • Неисправность вторичной цепи может привести к отказу электронной системы зажигания или неправильному действию БЭУ.

 

www.golf3faq.ru

© golf3FAQ, 2014-2015